Елена Николаевна Коновалова учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №20 г. Серов Свердловской обл.

ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК

Структура читательского дневника соответствует подходу к написанию сочинения на ЕГЭ. Начиная с 5 класса, мы учимся видеть проблему, определять авторскую позицию в литературном произведении. И всё это фиксируем в дневнике. Затем изученные произведения можно будет использовать в качестве аргументов в сочинении. Если кто-то по какой-то причине пропустил этот важный момент, может восполнить пробелы.

1.

Автор: Ханс Кристиан Андерсен (датский сказочник)

Название, жанр: Сказка "Снежная королева"

Герои: Герда, Снежная королева, Кай

Проблема противопоставления разума и чувств (души) / что важнее: разум или чувства?

Авторская позиция: чувства сильнее разума. Герда - воплощение Души, Снежная королева - разума. Руководствоваться не разумом, а чувствами могут только дети. Кай и Герда, даже став взрослыми, смогли сохранить "детское сердце".

2. 

Автор: Павел Петрович Бажов (уральский писатель)

Название, жанр: Сказ "Синюшкин колодец"

Герои: Илья, Кузька Двоерылко, Синюшка, бабка Лукерья

Проблема отношения к богатству / какое место в жизни человека должно занимать материальное благополучие?

Авторская позиция: "чисто да по совести" богатство не получить. Синюшка даёт богатство " гораздому да удалому, да с простой душой". Богатство счастья не приносит.

3. 

Автор: Евгений Львович Шварц (советский писатель, драматург, сценарист)

Название, жанр: "Сказка о потерянном времени"

Герои: Петя Зубов, волшебники

Проблема рационального использования времени / как правильно использовать время?

Авторская позиция: Человек, который зря тратит время, сам не замечает, как стареет.

4.

Автор: Владимир Галактионович Короленко

Название, жанр: повесть "Слепой музыкант"

Герои: Пётр, дядя Максим, Иохим, Эвелина

Проблема 1  - правильного воспитания детей / как правильно воспитывать детей?

Авторская позиция: Детей нельзя чрезмерно опекать, необходимо давать больше свободы, научить их жить в обществе, быть востребованными, помочь найти своё призвание. Носитель авторской позиции - дядя Максим.

Проблема 2 -  счастья в жизни человека / в чём заключается счастье?

Авторская позиция: "Человек рождён для счастья, как птица для полёта". Счастье в том, чтобы быть милосердным (Эвелина) и найти своё призвание (Пётр).

5. 

Автор: Фазиль Абдулович Искандер, абхазский писатель

Название, жанр: рассказ "Мальчик и война"

Герои: мальчик и его отец, Валико, доктор Георгий

Проблема 1  - проблема войны /почему люди воюют?

Авторская позиция: война - проявление неразумности взрослых

Проблема 2 -  проблема подвига / что можно считать настоящим подвигом?

Авторская позиция: подвиг - это и смелый поступок в ходе боевых действий (Валико), и смелость иметь собственное мнение (доктор Георгий)

Проблема 3  - проблема добра и зла /становится ли человечество добрее в ходе истории?

Авторская позиция: добро сильнее зла.

Меню сайта

Группа ВКонтакте

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0