close
Елена Николаевна Коновалова

                                                             

Однажды случилось в моей учительской жизни чудо - я стала победителем регионального этапа конкурса "Учитель года-2017". Во всех обстоятельствах, сопровождавших моё участие в этом потрясающем действе, ощущался промысел Божий. В определённый момент - уже на федеральном этапе - мне предложили написать эссе "Моя педагогическая удача". Кажется, в нём получилось сказать главное о себе как об учителе. Знакомьтесь.

Никогда не любила слово «удача», потому что оно подразумевает случайность, непредсказуемость. Я же уверена, что ничего случайного в нашей жизни не бывает. Все предопределено свыше и дается нам по усердию нашему. И тем более сложно говорить об удаче в педагогической деятельности — уж там-то наверняка случайного положительного результата не бывает. Мне больше нравится слово «успех» — от «успеть». И правда, как важно это в нашей работе — за ворохом бумаг, отчетов, за круговоротом бесконечных педсоветов, семинаров успеть…

Приходит в 5-й класс ученик. Русский, но по-русски, что называется, только улыбается. Собственную фамилию — совершенно простую и абсолютно русскую — пишет с двумя ошибками. Но к концу учебного года мне удалось исправить ситуацию. Успех? Да, успех!

У меня всегда вызывали восхищение учителя начальных классов, ведь у них есть возможность получить результат, что называется, с нуля. Именно им выпало счастье по-настоящему прочувствовать, что такое педагогический успех. Именно они видят, как из зернышка при их кропотливой работе вырастает прекрасный цветок. Я, встречая детей в 5-м классе, конечно, тоже учу их новому, наблюдаю, как они на моих уроках растут, но я развиваю то, что уже заложено в начальной школе.

Однако наступил и на моей улице праздник. Я стала преподавать в православной воскресной школе церковнославянский язык. В одном классе у меня учились дети от 8 до 14 лет. И никто из них по-церковнославянски не читал. Они очень смешно учились. Особенно старшие. Читать-то надо внимательно, по слогам. А им вроде как несолидно. И вдруг понимают, что с ошибками читать тоже стыдно, начинают стараться. А затем случается чудо — читают уже по-настоящему. А потом приходят родители и просят и их научить. От осознания того, что это происходит благодаря моим усилиям, становится необыкновенно тепло на душе…